Сусан Хой — кладбище доисторических брюхоногих / ископаемых моллюсков (75 Million Years Gastropod Fossil, как написано на вывеске), в 17 км от Краби и 8 км от Ао Нанга — из ряда тех знаменитых мест, где смотреть, собственно, не на что, а можно лишь воображать и чувствовать.
(Другое подобное место — Killing Fields в Чоенг Эк — холмы, ямы, разноцветные ленточки на деревьях, и в этом принципиальном отсутствии — весь выведенный за скобки ужас).
Этим каменным плитам, на которое ступает моя нога, миллионы лет. Что это значит, я даже не могу себе представить. И на сто лет назад или вперёд с трудом хватает фантазии, на пять тысяч лет максимум, дальше — немогота и мрак.
Интересно ещё, что эти камни на самом деле спресованные остатки живых существ. Тоже, если вдуматься, парадокс, это как если бы из людей кирпичи делать (хотя ведь и делали — в книжке про Пепеляева описано, чтобы за примером далеко не ходить).
Тип сознания, которым обладают эти камни, кажется мне почти непостижимым. Мне легче отождествиться с дубом или секвоей — их длительность, хотя и превосходит человеческое существование, все же может с ним как-то соотноситься. С бабочкой и цветком и того проще. Хотя с электроном или пи-мезоном снова труднее — впрочем, если почитать специальную литературу, думаю, и с ними можно сродниться.
В целом же сознание камня и земли я чувствую, и оно мне нравится. Помню как в Гоа под ЛСД на берегу ночью у костра я попросил друзей закопать меня. Они радостно вырыли в песке могилу. Я лег в нее, приложил ко рту руки, сложенные рупором, чтобы было чем дышать, и они зарыли меня с головой. Я лежал под землёй, слушал безмолвие и ощущал покой. Обычные звуки и вибрации этого мира исчезли. Меч могилы отсек всю суету и дукху, тщету желаний и боль страстей. Словно кто-то тебя действительно любит и ничего больше не надо и можно без сожалений умереть.
Работая с элементом земли, я понял простую вещь: мертвым быть лучше, чем живым. Это несколько утешает в жизни.
30 ноября 2018