The Passion of the Christ (Mel Gibson, 2004)

[Из старых незаконченных записей. Доводить до ума сил нет, но не пропадать же добру.]

Один из самых потрясших меня фильмов, в одном ряду с “Ладонями” (1998) Артура Аристакисяна и Naan Kadavul (2008) Балы.

Эпизоды, персонажи и реплики хорошо знакомы по Евангелию и рок-опере Jesus Christ Superstar. Плюс апокрифы и видения мистиков.

Гефсиманский сад.

Свидание с Сатаной.

Иуда повесился на верёвке, снятой с морды мертвого осла.

Христос говорит с Пилатом по-латыни.

Жена Пилата — Клавдия Прокула.

Ирод и Пилат не признали Христа виновным.

Варрава произносится как Баррабас. Вот откуда Карабас! Физиономия гнилая и мерзкая. Его отпускают, толпа кричит “Распни его!” (Иисуса). Чем он им так досадил непонятно.

Сечение Христа со счетом.

Римские солдаты с такими знакомыми и родными ебалами — полиция, росгвардия и мумон. Сильные избивают слабого, откормленные мордатые, пьяные, регочут, тащатся, и хуй от крови встаёт. Скоты — в любую эпоху скоты.

Достопочтенные фарисеи с простынями на голове, конечно, не менее омерзительны.

Как и беснующаяся толпа, так называемый народ.

Евреи обиделись, что Гибсон показал, как они распяли Христа, и обвинили его в анти-семитизме. Даже сравнивали с Гитлером и проч. В Израиле его хоть и не запретили, но в кинотеатрах не показывали — ни одна компания не взялась за организацию проката.

И никак не помочь. Только стоять с бледным лицом, смотреть и плакать. Как знакомо!

14 стояний Крестного пути / Stations of the Cross / Via Crucis (кроме 8-го).

Что за человек помогает ему нести крест? — Симон Киринеянин.

Девушка из толпы отирает лицо Иисусу Христу (плат Св. Вероники – vera icon), платок с отпечатком лица, который в 1874 изобразил Габриэль фон Макс, где глаза Х. поразительным образом одновременно закрыты и открыты (в конце XIX в. — популярная открытка наряду с “Анатомом” и “Экстатической девой Катариной Эммерих” — последняя, кстати, один из источников некоторых образов в фильме).

Арамейский, иврит и латынь добавляют реалистичности. Как и графическая жестокость.

Гибсон изначально хотел обойтись без субтитров, продюсеры настояли. Есть даже дублированная версия для тупых.

Пилат умывает руки. “Это вы его хотите распять. Вот и распинайте”.

Интересно, если этот фильм показать этим, нынешним, в намордниках с дубинками, будут ли они отождествляться со своими историческими аналогами, а от избиений хохотать и хрюкать? Или наоборот, плакать и креститься и хотеть справедливости?

Пригвозжение к кресту со всеми чудовищными подробностями.

Новую заповедь вам даю: ” Любите друг друга”.

“Если ты Христос,. Сын Божий, спаси себя. Докажи и т.д.”

У Марии Магдалины знакомое лицо. Ба! Да это же Моника Белуччи!

У Иисуса был сын?

“Элохим! Элохим! Для чего ты меня оставил?”

“Отче, в руки твои передаю дух мой”.

Первая (гиперреалистисеская) капля дождя. Землетрясение.

Воскресение в пещере с дырой от гвоздя в руке.

Папа Джон Пол II о фильме: “Все так и было” (некоторые не верят, что он это сказал).

Журнал Time (2010): самый смехотворно-жестокий (ridiculously violent) фильм всех времён.

Некто Давид Эдельштейн из журнала Slate назвал фильм “снафф-фильмом на два часа и шесть минут — Иисусовой “Техасской резней бензопилой”, которая считает себя актом веры”. Молодец, самоутвердился и возвысился.

В субтитрах переведено не все. Опущены многие похабные реплики римских солдат и фраза Каифы “Его кровь на нас и наших детях” (из-за протестов опять же евреев; Гибсон по поводу этой фразы сказал, что он имел в виду не евреев, а “всех нас”).

Оставьте комментарий

Добавить комментарий